Гигафабрика Берлин-Брандербурк или просто первый завод в Европе по производству аккумуляторов, силовых установок для машин Tesla, а также фабрика по сборке автомобилей Tesla Model Y. Что в ней такого особенного? И почему эко-активисты были против?
О строительстве такого знаменательного объекта говорилось еще в 2015 году. Тогда Илон Маск предполагал, что предприятие станет совместным заводом по изготовлению электрических аккумуляторов и автомобилей. И с тех пор по всей Европе шла нешуточная конкуренция за расположение фабрики на территории той или иной страны.
Подобное производство стало бы большим вкладом в экономику государства из-за нескольких факторов:
- подобный проект, который будет являться одним из крупнейших производственных линий, создаст тысячи рабочих мест.
- из-за стремительного международного перехода на альтернативные, возобновляемые виды энергии такие как электрические аккумуляторы, на рынке появляется большой спрос. Из-за чего Европейские государства обеспокоены отсутствием собственного производства, ведь это говорит, что в ближайшем будущем они окажутся в зависимости от поставок аккумуляторов из Азии, где находится львиная доля заводов мира – 88%. А гигафабрика обеспечит “аккумуляторную” независимость и стабильный экспорт продукции по всей Европе.
Согласно выводам Международного энергетического агентства, которая консультирует правительства по вопросам будущего энергетики, мировой парк электрифицированных транспортных средств вырастет с более трех миллионов автомобилей сегодня до 220 миллионов к 2030 году.
Энергетическое агентство прогнозирует, что к 2030 году растущая популярность подобных транспортных средств снизит спрос на нефть примерно на 2,57 миллиона баррелей в день. Тем не менее, это также предполагает, что для достижения показателей и поддержки спроса на аккумуляторные электромобили необходимо будет быстро открывать все новые и новые заводы по производству аккумуляторов по подобию Tesla.
Немудрено, что все европейские государства с 2015 года начали активное обсуждение и выдвигали собственные предложения Илону Маску, чтобы именно на территории их страны возвели подобное производство.
Например, в 2016 года Франция предложила территорию атомной электространции для размещения на ней Гигафабрики. Министр окружающей среды и энергетики Франции, предположила, что ядерный объект в Фессенхайме может быть перепрофилирован после плановой остановки и превращен в европейский производственный центр для Tesla. Также Министр экономики Нидерланд, Хенк Камп, говорил о привлечении компании в их страну. Главным фактором в переговорах играл европейский сборочный завод Tesla, который находится как раз в Нидерландах, город Тилбург. Их взаимодействие было бы выгодно с точки зрения логистики.
Несколько лет компания Tesla рассматривала все возможные варианты расположения и вела переговоры с несколькими странами. Но определила окончательное местонахождение только к концу 2019 года – Берлин.
Выбор был логичен, ведь Германия – это центр мирового рынка автомобилей повышенной комфортности, экономика которой зависит от технологий топливных автомобилей, а правительство ориентировано на изменение климата.
Расположением Гигафабрики в Германии Tesla ставит перед собой амбициозную цель – конкурировать с почти всеми международно известными марками автомобилей. Ведь в стране располагаются штаб-квартиры и производства таких брендов, как: Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen и многих других.
Территория будущего завода – 300 гектар.
Планировалось, что официально завод начнет работать летом 2021 года. Но все оказалось не так просто…
Только компания объявила об окончательном выборе, и приобретении 300 гектаров земли под производство. Первой проблемой стала расчистка территорий от неразорвавшихся бомб периода Второй Мировой войны. В ходе расчистки нашли и обезвредили более 85 кг взрывчатых элементов.
На этом события не закончились и начало 2020 года ознаменовалось новой остановкой строительства. Жители ближнего к заводу города Грюнхайд стали проводить массовые протесты против строительства Гигафабрики.
С чего бы жителям протестовать, когда им на блюдечке приносят более 7000 новых рабочих мест в международной компании? Но не забывайте о том, что жители европейских стран крайне обеспокоены экологической стороной вопроса. Они бережно относятся к окружающей среде и не могут остаться равнодушными, когда подобное производство может повлиять на их жизнь.
Причины демонстраций были две:
- вырубка лесов
Для постройки гигафабрики придется вырубить более 70 гектаров леса, состоящих из низкосортных сосен. Но Илон Маск пообещал возместить все экологические убытки местности и посадить в три раза больше деревьев и более разнообразных видов.
- загрязнение питьевого водоснабжения города
Избежать негативного влияния от такого крупного производства невозможно. Но компания сказала, что они не будут настолько разрушительны, насколько описывают это эко-активисты.
Если вы думаете, что это единственное препятствие, которое было на пути строительства Гигафабрики, то вы сильно ошибаетесь. За весь процесс возведения завода прошло около 3 судебных разбирательств, связанных с экологическими факторами. И каждый раз, когда активисты возобновляли протесты и подавали иски, строительство останавливалось.
В ходе протестов компанию обязали выплатить Государственному агентству окружающей среды Бранденбурга 100 миллионов евро залога, если они не снизят потребление воды в процессе строительства, а также если объект негативно повлияет на питьевое водоснабжение города. Также Tesla пообещала сократить свои потребности в воде с 3,3 миллиона кубических метров до 1,4 миллиона.
Никакие разбирательства не останавливали компанию. После разрешения всех исков в пользу Tesla продолжала в стремительном темпе возводить Гигафабрику. В июне 2020 года в общий доступ Илон Маск и The Boring Company выложили официальные видео, где видно, что на объекте во всю работает тяжелую техника, которая начинает бетонировать фундамент предприятия. Нам видны общие масштабы стройки и скорость, с которой продвигается возведение всех участков. На территории уже проложена дорожная сеть, подъездные пути.
Сьемки же велись на объекте с самого начала, так как Германия открыто показывает весь процесс строительства с первых этапов.
На строительной площадке, как говорится, чистота и порядок в прямом смысле словосочетания. Давно ли вы видели, чтобы так аккуратно были сложены материалы, а на территории не было разбросано строительного мусора? Думаете, ничего не видно, потому что все снято с высоты птичьего полета? Но это “чистейшая” правда. Все потому что в Германии есть система штрафов за нарушение порядка на строительной площадке.
В летнее время строительство стремительно продолжалось и вроде бы план по открытию завода в 2021 году уже имеет право на жизнь. Только думаете на этом закончились разбирательства по поводу строительства гигафабрики? В декабре 2020 года Tesla уже начала расчищать сосновый лес, но немецкое экологическое министерство приостановило строительство. Что же помешало на этот раз? Зимующие змеи и ящерицы в районе леса.
Германия сильно обеспокоена защитой своей флоры и фауны, поэтому те малые лесные территории, которые входят в состав страны, находятся под строгой защитой и наблюдением. А вмешательство в жизненный цикл животного мира может нанести вред всей экосистеме.
Но компания выиграла судебный иск, предоставив доказательства, что были приняты все возможные меры для безопасности зимующих рептилий.
Вообще бюрократические процессы Германии сильно тормозили весь ход возведения и запуска Гигафабрики. Но несмотря на них, Tesla не отказывалась от собственных планов начать официальную сборку аккумуляторов летом 2021 года. Хоть компания могла перенести все строительство в любую другую европейскую страну, которая с радостью приняла бы изменение местонахождения фабрики в их пользу. Но желание занять место среди международных автомобильных марок и стать мировым лидером среди них у Илона Маска было сильнее.
Уже в мае 2021 года был продемонстрирован огромный прогресс. Большинство сооружений были возведены и объединены в огромный производственный комплекс. На объекты завезено оборудование по изготовлению и сборке аккумуляторов и автомобилей Tesla Model Y.
Даже при основательной подготовке к запуску Гигафабрики у многих возникают сомнения, что запуск производства будет уже летом.
Одной из причин являются бюрократические проблемы с оборудованием по производству аккумуляторов. 3 июня компания изменила свою заявку на эксплуатацию Гигафабрики, которая была подано в Министерство окружающей среды и защиты климата. Данная процедура может занять больше времени, чем могли ожидать.
Предварительно все говорят, что открытие произойдет только в начале 2022 года. Но сами Tesla не дают комментариев по поводу задержки сроков.