Летучая зола — это мелкодисперсный порошок, который является побочным продуктом сжигания пылевидного угля на электростанциях. Летучая зола представляет собой пуццолан – вещество, содержащее глиноземистые и кремнистые материалы, которые образуют цемент в присутствии воды. При смешивании с известью и водой летучая зола образует соединение, подобное портландцементу. Это делает летучую золу подходящей в качестве основного материала для цемента, мозаичной плитки и пустотелых блоков, среди других строительных материалов. При использовании в бетонных смесях летучая зола улучшает прочность и сегрегацию бетона, а также облегчает его перекачивание.
Применение летучей золы
Летучая зола может использоваться в качестве основного материала во многих изделиях на основе цемента, таких как заливной бетон, бетонные блоки и кирпич . Одно из наиболее распространенных применений летучей золы – это бетонное покрытие из портландцемента или покрытие из портландцементного бетона. В проектах дорожного строительства может использоваться большое количество бетона, а замена летучей золы дает значительные экономические выгоды. Летучая зола также использовалась в качестве насыпи для шахт.
Скорость замещения — золы на портландцемент — обычно указывается от 1 до 1 1/2 фунта золы на 1 фунт цемента. Соответственно, количество мелкого заполнителя в бетонной смеси должно быть уменьшено, чтобы вместить дополнительный объем летучей золы.
Различные типы
Существует два распространенных типа летучей золы: класс F и класс C. Летучая зола класса F содержит частицы, покрытые своего рода расплавленным стеклом. Это значительно снижает риск расширения из-за сульфатной реакции, которая может произойти в удобренных почвах или вблизи прибрежных территорий. Класс F, как правило, с низким содержанием кальция и содержанием углерода менее 5 процентов, но иногда и до 10 процентов.
Зола класса C также устойчива к расширению в результате химического воздействия. Он имеет более высокий процент оксида кальция, чем класс F, и чаще используется для конструкционного бетона. Летучая зола класса C обычно состоит из летучей золы с высоким содержанием кальция и содержанием углерода менее 2 процентов.
Дозировка зависит от типа летучей золы и уровня ее реактивности. Обычно летучая зола класса F используется в дозах от 15 до 25 процентов по массе вяжущего материала, а летучая зола класса C используется в дозах от 15 до 40 процентов.
Преимущества
Летучая зола может быть рентабельной заменой портландцемента на многих рынках. Она также признана безвредным для окружающей среды материалом, поскольку она является побочным продуктом и имеет мало энергии, измеряемой при производстве и транспортировке строительного материала. В отличие от портландцемента, у портландцемента очень много энергии, поскольку для его производства требуется много тепла. Летучая зола требует меньше воды, чем портландцемент, и ее легче использовать в холодную погоду. Другие преимущества включают:
- Устойчивость к холодной погоде
- Может использоваться как добавка
- Считается безусадочным материалом
- Производит плотный бетон с гладкой поверхностью и четкими деталями
- Отличная удобоукладываемость
- Уменьшает проблемы с трещинами, проницаемостью
- Уменьшает тепло
- Обеспечивает более низкое водоцементное соотношение при аналогичных объемах воды по сравнению со смесями без летучей золы.
- Снижает выбросы CO2
Недостатки
Мелкие строители и жилищные подрядчики могут быть не знакомы с продуктами из летучей золы, которые могут иметь разные свойства в зависимости от того, где и как она была получена. Кроме того, применение летучей золы может столкнуться с сопротивлением со стороны строителей из-за ее тенденции к выцветанию, а также из-за опасений по поводу характеристик замораживания-оттаивания. Другие опасения по поводу использования летучей золы в бетоне включают:
- медленный набор силы
- Сезонное ограничение
- Повышенная потребность в воздухововлекающих добавках
- Увеличение солевых отложений из-за более высокого содержания летучей золы