Обвязка арматуры – один из главных этапов в создании каркаса для бетонной конструкции. Но вместе с этим – самый трудоемкий, требует множества людей и времени. Поэтому процесс пытаются упростить с помощью новых технологий. Строительное оборудование TyBot создано именно для этого.
TyBot – это автономная роботизированная система для связывания арматуры, первая из предполагаемой линейки автономного роботизированного оборудования Advanced Construction Robotics. TyBot создан для промышленного строительства, например, мостов или дорог.
Advanced Construction Robotics – ведущий мировой разработчик автономного робототехнического оборудования. Их роботы трансформируют строительную отрасль, заполняя пробелы в квалифицированной рабочей силе и повышая общую производительность строительной отрасли.
Компания использует робототехнику и искусственный интеллект для инноваций, чтобы преобразовать строительную отрасль в сторону повышения безопасности и производительности, а также снижения рисков невыполнения строительного графика любого проекта.
Поговорим сначала о том, зачем вообще необходим TyBot. Разве уже люди не справляются с вязкой арматуры проволокой?
Но для создания арматурного каркаса необходимо обвязать каждое пересечение. Для промышленных объектов – эта задача на недели работы для десятков строителей.
К примеру, один рабочий в среднем может сделать 150-250 вязок за час. Tybot за это же время делает 1000. Уже ощущается различие?
Стоит упомянуть, что человек устает, скорость обвязки снижается. Рабочие отлучаются на перерывы, обед. А спецтехника связывает проволоку на арматуре каждую минуту без устали!
Роботизированная вязка позволяет задействовать минимальное количество людей, но также распределить их на другие задачи по строительству и в общем итоге оптимизировать расходы на человеческий ресурс. Также дает возможность ускорить процесс вязки арматуры в разы.
Каким образом он работает?
После того, как TyBot установлен на рабочем месте, технический специалист вбивает в систему несколько входных данных через небольшую панель дистанционного управления. Затем он начинает работать полностью автономно с использованием робототехники и искусственного интеллекта.
Используя компьютерное зрение, TyBot самостоятельно перемещается по настилам мостов, определяет и связывает перекрестки арматурных стержней, а затем переходит к следующему участку.
TyBot не управляется дистанционно, хотя для связи и мониторинга используется пульт. Здесь нет предварительного программирования и не запускаются файлы дизайна. TyBot анализирует пространство с помощью встроенного в него искусственного интеллекта. С помощью камер техника видит каждое пересечение арматурных прутьев, которое необходимо связать, и начинает вязку.
Оказавшись на строительной площадке, TyBot помещается с помощью подъемника или крана. Это похоже на настройку станка для отделки бетона только проще. Никаких инструментов не требуется, и в зависимости от ширины объекта – расстояние между рельсами можно постоянно увеличивать с 3 до 30 метров. В качестве колеи он использует уже собранные на месте рельсы для стяжки.
TyBot приводится в действие газогенератором, а провод поставляется в 5-метровых катушках. Во время работы, сообщает ACR, TyBot не препятствует перемещению другой строительной техники.
Однако человеческое взаимодействие никуда не денется.
Перед началом работы TyBot бригады устанавливают арматурный стержень и связывают достаточное количество направляющих, чтобы закрепить его, что составляет около 10% от общего объема работ. Пока бригады укладывают арматуру и связывают проволокой направляющие, TyBot работает позади них, связывая оставшиеся перекрестки.
Компания заявляет, что TyBot может работать на многих конструкциях, включая мосты, шоссе и сборные железобетонные системы. Он может выдерживать уклон до 12° и подъем на 12° Техника может работать ночью и ему не страшны суровые погодные условия, как жара, так и морозы.
Применение
Дебютировав в США на выставке World of Concrete в 2020 году, TyBot провел напряженный год, работая над проектами мостов по всей территории США. В настоящее время в Америке работают 10 единиц спецтехники. Но как же может пригодиться такое оборудование в России?
Ответ прост: на строительстве мостов. В данный момент по всей территории РФ остро не хватает мостов через реки, а многим, что есть, необходима основательная реконструкция.
Только их ремонт обходится в сотни миллионов рублей. Легче и дешевле выходит снести старые, обветшалые мосты и построить заново. Все из-за того, что осевые нагрузки мостов часто не совпадают с нагрузками на дорогах. Это не проблема конкретно отдаленных от центров местностей и деревень. Она распространена по всей стране. Только на федеральных трассах насчитываются более 1000 аварийных мостов. С каждым годом их количество лишь увеличивается из-за истечения эксплуатационного срока и стихийных бедствий, которые ежегодно случаются в разных регионах страны.
Поэтому правительство выделило более 330 миллиардов рублей на программу по строительству и реконструкцию мостовых сооружений по всей России. А по регионам было подсчитано и добавлено в данную программу более 3270 мостов, которым требуется основательный ремонт.
С помощью роботизированной спецтехники процесс реконструкции можно было бы автоматизировать и ускорить в разы. При том, что большинство мостов находится вдали от главных дорог. Огромное количество аварийных мостовых сооружений располагаются в области, деревнях и станицах.
Доставить необходимый объем бетона к объекту бывает просто невозможно из-за расстояния. Смесь легко испортится даже с добавками, если везти ее больше 3 часов. Электрические бетономешалки не справятся с объемами в 500-1000 кубометров смеси. А устанавливать стационарный бетонный завод, чтобы залить для подобного объекта невыгодно и бессмысленно. Так как его сборка и дальнейшая транспортировка займет много времени.
Здесь на помощь придет еще одно автоматизированная спецтехника. Использование бетоносмесителя с самозагрузкой Carmix легко забетонирует объект только что произведенным бетоном. Мобильный бетонный завод легко загрузит в себя все инертные материалы в смеситель с помощью ковша, замешает и подьедет к участку заливки для выгрузки. А объем до 5,5 кубометров смеси за 15 минут позволяют быстро бетонировать большие монолитные объекты.
А такая техника как TyBot позволит быстро связать арматуру проволокой и исключить человеческий фактор из основного процесса. Его искусственный интеллект легко самостоятельно распознает перекрестки арматуры и свяжет основную часть арматуры без ошибок.
Главное – с помощью подобной автоматизированной техники легко оптимизировать расходы и иметь возможность отстроить большее количество мостов по регионам. TyBot, как и Carmix, заменяет в разных процессах бригаду рабочих.
Для работы TyBot необходимо, чтобы рабочие перевязали направляющие – это 10 процентов от всего объема работы. А дальше он самостоятельно благодаря компьютерному зрению определит и свяжет арматуру.
Строительная сфера стремительно развивается и внедряет все новые роботизированные системы. Благодаря подобной спецтехнике время строительства будет уменьшаться в разы. А проекты больше никогда не будут задерживаться по срокам.